рабочая_программа_информатика_5-6класс_фгос_2022_2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Основная общеобразовательная школа с.
Правые Кумаки»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического
совета Протокол
№ 1 от

Заместитель
директора по УВР

Директор школы
Бянкин Н. А.

Тюрюханова А.А.

Приказ № 9 от

28 августа 2023 г.

28 августа 2023
г.

28 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 5 – 6 классов

Правые Кумаки, 2023

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА».
Основные

задачи
учебного
предмета «Информатика» —
сформировать у обучающихся:











понимание

принципов
устройства
и
функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях
развития информатики
периода
цифровой трансформации современного
общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки
задач, возникающих в практической деятельности, для
их
решения
с
помощью
информационных
технологий; умения и навыки формализованного
описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании,
в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и
у
мение применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления
простых
программ
по
построенному
алгоритму на
одном
из языков
программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования
основных типов прикладных программ (приложений)
общего назначения
и информационных систем для решения с их
помощью практических
задач;
владение
базовыми нормами информационной
этики
и
права,
основами
информационной
безопасности;
умение
грамотно
интерпретировать
результаты
решения
практических
задач
с
помощью

информационных технологий, применять полученные
результаты
в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне
основного общего
образования
определяют
структуру
основного содержания учебного предмета в
виде следующих четырёх тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы
информатики; 3. алгоритмы и
программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Обязательная часть учебного плана примерной
основной образовательной программы основного общего
образования не предусматривает обязательное изучение
курса информатики в 5– 6 классах. Время на данный
курс образовательная организация может выделить за
счёт части учебного плана, формируемой участниками
знакомство современных школьников с базовыми
понятиями информатики происходит на уровне
начального общего образования в рамках логикоалгоритмической линии курса математики; в результате
изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается
формирование компетентности учащихся в фере
информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего
обучения. Курс информатики основной школы
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже
имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение
информатики в 5–6 классах поддерживает
непрерывность подготовки школьников в этой

обр

области и обеспечивает необходимую теоретическую и
практическую базу для изучения курса информатики
основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с
компьютерами, мобильными устройствами и другими
элементами цифрового окружения. Компьютер —
универсальное вычислительное устройство, работающее
по программе. Мобильные устройства. Основные
компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная и долговременная
память. Устройства ввода и вывода. Программы для
компьютеров. Пользователи и программисты.
Прикладные программы (приложения),
системное
программное
обеспечение (операционные системы).
Запуск и завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть
Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск
информации на веб-странице. Поисковые системы.
Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из
Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете.
Процесс аутентификации. Виды
аутентификации
(аутентификация
по
паролям, аутентификация
с
помощью
SMS,
биометрическая аутентификация,
аутентификация
через
географическое
местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов
в
социальных
сетях.
Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в
жизни
человека.
Способы
восприятия информации человеком. Роль
зрения
в
получении
человеком
информации.
Компьютерное зрение. Действия с информацией.

Кодирование
информации.
Данные
—
записанная (зафиксированная) информация, которая может
быть
обработана
автоматизированной
системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие
алгоритма.
Исполнители
алгоритмов.
Линейные
алгоритмы.
Циклические
алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в
среде блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки.
Пиксель. Использование
графических
Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт.
Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные).
Полужирное
и
курсивное
начертание.
Свойства
абзацев:
границы,
абзацный
отступ,
интервал,
выравнивание.
Вставка изображений в текстовые
документы.
Обтекание
изображений
текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на
слайд текста и изображений. Работа с несколькими
слайдами.
6 класс
Цифровая
грамотность
Типы
компьютеров:
персональные компьютеры, встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры. Иерархическая файловая
система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу
(папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога).
Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание,
копирование, перемещение, переименование и удаление
файлов и папок (каталогов). Поиск
файлов
средствами
операционной
системы.
Компьютерные вирусы
и
другие
вредоносные
программы. Программы для защиты
от
вирусов.
Встроенные антивирусные
средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение,

при

обработка и передача информации (данных). Двоичный код.
Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Количество
всевозможных слов
(кодовых
комбинаций) фиксированной длины
в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к
двоичному. Информационный объём данных. Бит —
минимальная единица количества информации —
двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт. Характерные размеры файлов различных
типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда
текстового
программирования.
Управление
исполнителем
(например,
исполнителем
Черепаха).
Циклические
алгоритмы.
Переменные.
Разбиение
задачи
на
подзадачи,
использование вспомогательных алгоритмов
(процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная
графика.
Создание
векторных
рисунков
встроенными
средствами
текстового
процессора
или
других
программ
(приложений). Добавление векторных рисунков в
документы.
Текстовый
процессор.
Структурирование информации
с
помощью списков.
Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление
таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных
презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на
дости-жение обучающимися следующих личностных,
метапредмет-ных и предметных результатов освоения
учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на
решение задач воспитания, развития и социализации
обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
 ценностное
отношение
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни
современного
общества;
заинтересованность
в
научных знаниях о цифровой трансформации
современного
общества
Духовнонравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в
том
числе
в
сети Интернет
Гражданское воспитание:
 представление
о
социальных
нормах
и
правилах межличностных отношений в коллективе, в
том числе в социальных сообществах; соблюдение
правил безопасности, в том
числе
навыков
безопасного поведения в интернет-среде; ориентация
на совместную деятельность при выполнении
учебных, познавательных задач, создании
учебных
проектов;
стремление
к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; стремление оценивать своё
поведение
и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания
последствий поступков
Ценности научного познания:

наличие представлений об информации,
информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики; интерес к
обучению и познанию; любознательность; стремление к
самообразованию;
 овладение начальными навыками исследовательской
деятельности,
установка на осмысление
опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
  наличие базовых навыков самостоятельной работы с
учебными
текстами,
справочной
литературой,
разнообразными
средствами
информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности
Формирование культуры здоровья:
 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за
счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств ИКТ
Трудовое воспитание:
  интерес к практическому изучению профессий в сферах
профессиональной
деятельности, связанных
с
информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанных на достижениях науки
информатики и научно технического прогресса
 Экологическое воспитание:
 наличие представлений о глобальном характере
экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей ИКТ

 Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
  освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных
ролей,
соответствующих
ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Метапредметные результаты освоения образовательной
программы по информатике отражают овладение
универсальными
учебными
действиями
—
познавательными, коммуникативными, регулятивными
Универсальные

познавательные

действия

Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,

и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 оценивать применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
 применять основные методы и инструменты при поиске
и отборе информации из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
 выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными
схемами, диаграммами, иными
графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 запоминать и систематизировать информацию
Универсальные и коммуникативные действия
Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие
и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);

 выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы,
в
том
числе
при
создании
информационного продукта;
 принимать цель совместной информационной
деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 выполнять свою часть работы с информацией или
информационным продуктом, достигая качественного
результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
  оценивать качество своего вклада в общий
информационный
продукт
по
критериям,
самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных
проблемы, требующие решения;

ситуациях

 составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
 составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг
даже в условиях открытого доступа
 к любым объёмам информации

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
 соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с
компьютером и другими элементами цифрового
окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;
 называть
основные
компоненты
персональных
компьютеров и мобильных устройств, объяснять их
назначение;
 понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,
 «операционная система», «файл»;
 искать информацию в Интернете (в том числе по
ключевым словам, по изображению); критически
относиться к найден- ной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации;
 запускать прикладные программы (приложения) и
завершать их работу;
 пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм»,
«исполнитель»,
«программа
управления
исполнителем», «искусственный интеллект»;
 составлять программы для управления исполнителем в
среде блочного или текстового программирования с
использованием
последовательного
выполнения
операций и циклов;
 создавать, редактировать, форматировать и сохранять
текстовые документы; знать правила набора текстов;
использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и
абзацев; иллюстрировать документы с помощью
изображений;
 создавать и редактировать растровые изображения;

использовать инструменты графического редактора для
выполнения операций с фрагментами изображения;
 создавать компьютерные презентации, включающие
текстовую и графическую информацию

6 класс
 ориентироваться в иерархической структуре файловой
системы: записывать полное имя файла или папки
(каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
 работать с файловой системой персонального
компьютера
с
использованием
графического
интерфейса: создавать, копировать, перемещать,
переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов;
 защищать информацию, в том числе персональные
данные, от вредоносного программного обеспечения с
использованием встроенных в операционную систему или
распространяемых отдельно средств защиты;
 пояснять
на
примерах
смысл
понятий
«информационный процесс», «обработка информации»,
«хранение информации», «передача информации»;
 иметь представление об основных единицах измерения
информационного объёма данных;
  сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых
файлов и видеофайлов;
 разбивать задачи на подзадачи;
 составлять программы для управления исполнителем в
среде текстового программирования, в том числе с
использованием циклов и вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами;
  объяснять различие между растровой и векторной
графикой;

 создавать простые векторные рисунки и использовать их
для иллюстрации создаваемых документов;
 создавать и редактировать текстовые документы,
содержащие списки, таблицы;
  создавать интерактивные компьютерные презентации, в
том числе с элементами анимации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа_
1 час в неделю, всего — 34 часа,
практических работ - 19,
контрольных - 4,
2 часа — резервное время

Примерны
е темы,
раскрыва
ющие
данный
раздел
программ
ы,
и количество
часов,
отводимое
на их
изучение

Учебное
содержание

Основные виды Виды,
формы ЭОР
деятельности
контроля
учащихся при
изучении темы
( а у ов е
учеб ых
действий)

Раздел 1. Цифровая
грамотность (7 часов)

Тема 1
Компьютер
—
универсально
е вычислительное
устройство,
работающее
по программе
(2 часа)

Правила гигиены и
безопасности при работе
с компьютерами,
мобильными
устройствами
и другими элементами
цифрового окружения
Компьютер —
универсальное
вычислительное
устройство, работающее

Приводить примеры
ситуаций
правильного и
неправильного
поведения
в компьютерном
классе, соблюдения
и несоблюдения
гигиенических
требований при
работе с

Устный опрос;
Экспресс тест;
Самооценка с
использование
м «Оценочного
листа»

https://easyen.
ru/load/inform
atika/5_klass/u
rok_2

https://bosova.ru/
metodist/authors/
informatika/3/eor
5.php

по программе
Мобильные устройства
Основные компоненты
персональных
компьютеров и
мобильных устройств
Процессор Оперативная
и долговременная
память Устройства ввода
и вывода

компьютерами
Называть основные
компоненты
персональных
компьютеров и
мобильных
устройств,
объяснять их
назначение
Объяснять работу
устройств
компьютера с точки
зрения организации
процедур ввода и
вывода
информации
Тема 2
Программы для
Объяснять
Тестирование; https://bosova.r
Програм
компьютеров
содержание понятий Прак ическая
u/metodist/auth
мы для
Пользователи и
«программное
ors/informatika/
рабо а
программисты
компьют
обеспечение»,
Самооценка
с 3/eor5.php
Прикладные программы «операционная
еров
испол ованием
Файлы и папки (приложения), системное система», «файл»
«Оценочного
(3 часа)
ро рамм ое
Определя
листа»
программные
https://onl
(операционные системы) средс ва,
inetestpad.com/r

Запуск и завершение
работы программы
(приложения)
Имя файла (папки,
каталога)
Входной контроль
знаний за курс 4 класса

Тема 3
Сеть
Интернет
Правила
безопасног
о поведения
в Интернете
(2 часа)

Практические работы
1.Создание, сохранение и
за рузка текстово о
раф ческо о фа ла
2. Выполнение основных
операций с файлами и
папками (создание,
ере ме ова е,
сохра е е)
руководством учителя
Сеть Интернет Вебстраница, веб-сайт
Браузер Поиск
информации на вебстранице Поисковые
системы Поиск
информации по
ключевым словам и по
изображению.
Достоверность

необходимые
для
осуществления
Онлайн ес
информационных
при
процессов
решении задач

u/testview/11696
0-informatika-5klass-vkhodnojtest

http://www.neks
osh.ru/index.php/
uchenikam/infor
matika/resursyinformatika/eorbosova-5-kl

Раскрывать смысл
Устный опрос; https://youtu.be/
изучаемых понятий Прак ическая
gbhyh8jkE7k
Осуществлять поиск
рабо а;
информации по
ключевым словам и
по изображению
Самооценка
с
Обсуждать способы использованием
проверки
«Оценочного
достоверности
лис а»
информации,

информации,
полученной из
Интернета Правила
безопасного поведения
в Интернете Процесс
аутентификации Виды
аутентификации
(аутентификация по
паролям, аутентификация с
помощью SMS,
био метрическая
аутентификация,
аутентификация через
ское
местоположение,
м о офактор ая
аутентификация)
Пароли для аккаунтов в
социальных сетях
Кибербуллинг
Практические работы
1,2. Поиск информации
по ключевым словам и по
изображению Сохранение
найденной информации

полученной из
Интернета
Обсуждать
ситуации, связанные
с безопасным
поведением в
Ин ерне е
а лича виды
ау ен ификации
Различать
«слабые» и
«сильные»
пароли
Анализировать
возможные причины
кибербуллинга и
предлагать способы,
как его избежать

https://zn
anio.ru/media/prpoiskinformatsii-poklyuchevymslovam-sispolzovaniemrazlichnyhpoiskovyhsistem-2767509

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4
Информа
ция в
жизни
человека
(3 часа)

Информация в жизни
человека Способы
восприятия информации
человеком Роль зрения в
получении человеком
информации
Компьютерное зрение
Действия с информацией
Кодирование информации
Данные — записанная
(зафиксированная)
информация, которая
может быть обработана
автоматизированной
системой
Искусственный
интеллект и его роль в
жизни человека
Практические
работы

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Различать виды
информации по
способам её
восприятия
человеком
Осуществлять
кодирование и
декодирование
информации
предложенным
способом
Приводить примеры
применения
искусственного
интеллекта
(робо о ехника,
беспило ные
ав омобили,
интеллектуальные
игры, голосовые

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
л ис та »

http://www.lbz.
ru/metodist/auth
ors/informatika/
3/files/eor5/pres
entations/5-7-1kodirovanieinformacii.ppt
http://schoolcollection.edu.r
u/catalog/res/e9
e28a73-377f0000-e01c9c38718a1a2f/?
interface=catalo
g
http://www.lbz.
ru/metodist/auth
ors/informatika/
3/files/eor5/gam
es/morskojboj.zip

1. Интерактивная игра
«Морской бой»
2. электронный
практикум
«Координатная
плоскость»
3. интерактивное
задание «Графические
диктанты и Танграм»

помощники
и пр )

http://schoolcollection.edu.r
u/catalog/res/bd
52dc17-c9f64948-8a59dfa9ab96dee1/?
interface=catalo
g

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)

Тема 5
Алгоритмы
и
исполнит
ели (2
часа)

Понятие алгоритма
Исполнители алгоритмов
Линейные алгоритмы
Циклические алгоритмы

Практические работы

Раскрывать смысл Тестирование;
https://nsportal.
изучаемых понятий Практическая
ru/shkola/infor
бот
Приводить примеры ра а;
matika-iс ikt/library/2014/
неформальных и
Самооценка
формальных
использованием 03/12/kakimiисполнителей в
«Оценочного
byvayutокружающем мире листа»
algoritmy
Приводить примеры
https://nsportal.
ru/shkola/infor
циклических

1.Среда программирования действий в
«Кумир».
Исполнитель окружающем мире
«Робот»
2.Среда программирования
«Кумир».
Исполнитель
«Робот»

Тема 6 Работа
в среде
программиров
ания
(8 часов)

Составление программ
для управления
исполнителем в среде
блочного или текстового
программирования
Практические работы
1 Знакомство со
средой
программирования
«ЛогоМиры»
2 Реализация
линейных алгоритмов
в среде
программирования
«ЛогоМиры»
3 Реализация

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства
Определять условия
и возможности
применения
программного
средства для
решения типовых
задач

matika-iikt/library/2018/
02/25/praktiche
skaya-rabotasredaprogrammirova
niya-kumir
http://www.mys
hared.ru/slide/3
79614/
https://pmdatales
son.1c.ru/
https://codeward
s.ru/hourofcode
https://nsportal.
ru/shkola/infor
matika-iikt/library/2018/
02/25/praktiche
skaya-rabotasredaprogrammirova
niya-kumir

циклических
алгоритмов в среде
программирования
«ЛогоМиры»

https://onlinetest
pad.com/ru/test/2
1294algoritmizaciyaiprogrammirovani
e

Контрольное
тестирование
«Алгоритмизация и
основы
программирования»
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7
Графический
редактор (3
часа)

Графический редактор.
Растровые рисунки.
Пиксель. Использование
графических примитивов
Операции с фрагментами
изображения: выделение,
копирование, поворот,
отражение
Практические работы
1 Создание и
редактирование простого
изображения с помощью

Раскрыть смысл
изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства
Определять условия
и возможности
применения

Практическая
рабо а;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://bosova.r
u/metodist/auth
ors/informatika/
3/eor5.php

https://bosova.ru/
metodist/authors/
informatika/3/eor
5.php

инструментов растрового
графического редактора
2 Работа с фрагментами
изображения с
использованием
инструментов
графического редактора

Тема 8
Текстовый
редактор (6
часов)

Текстовый
редактор Правила
набора текста
Текстовый процессор
Редактирование текста
Проверка правописания
Расстановка переносов
Свойства символов
Шрифт Типы шрифтов
(рубленые, с засечками,
моноширинные)
Полужирное и
курсивное начертание
Свойства абзацев:
границы, абзацный

программного
средства для
решения типовых
задач Планировать
последовательность
действий при
создании и
редактировании
растрового
изображения
Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства
Определять
условия и
возможности
применения
программного
средства для
решения типовых

Практическая
работа;

https://easyen.r
u/load/informati
ka/5_klass/urok
Сам оц к
_11_vvod_tekst
о ен а с
a_tekstovye_do
использованием
kumenty/114-1«Оценочного
0-8410
лис а»

отступ, интервал,
выравнивание Вставка
изображений в
текстовые документы
Обтекание изображений
текстом
Практические работы
1 Создание небольших
текстовых документов
посредством квалифицированного,
клавиатурного письма
с использованием базовых
средств текстовых
редакторов
2 Редактирование
текстовых документов
(проверка правописа- ния;
расстановка переносов)
3 Форматирование
текстовых документов
(форматирование
символов и абзацев)
4 Вставка в документ
изображений

задач
Анализировать
преимущества
создания
текстовых
документов на
компьютере по
сравнению с
рукописным
способом

https://bosova.r
u/metodist/auth
ors/informatika/
3/eor5.php

Тема 9
Компьютерна
я презентация
(3 часа)

Компьютерные
презентации Слайд
Добавление на слайд
текста и изображений
Работа с несколькими
слайдами
Практические работы
1,2. Создание презентации
на основе готовых
шаблонов
Итоговое контрольное
тестирование

Резервное время — 2 часа

Раскрывать смысл Практическая
https://easyen.r
изучаемых понятий работа;
u/load/informati
Анализировать
ka/5_klass/urok
Самооценка с
использованием _30_sozdanie_d
пользовательский
vizhushhikhsja_
интерфейс
«Оценочного
izobrazhenij/11
применяемого
листа»
4-1-0-15492
средс ва
Определять
https://onlinetes
условия
и
tpad.com/ru/test
возможности
/317457применения
itogovyj-testпрограммного
po-informatikeсредства
для
dlya-5-klassa
решения
типовых задач

6 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего — 34 часа,
практических работ - 15,
контрольных - 4,
2 часа — резервное время

Примерные
темы,
раскрываю
щие данный
раздел
программы,
и количество
часов,
отводимое на
их изучение

Учебное
содержание

Виды, формы
Основные виды контроля
деятельности
учащихся при
изучении темы
( а у ов е
учеб ых
действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1
Компьют
ер (1 час)

Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры,

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Характеризовать
типы персональных
компьютеров

Тестирование
;
Самооценка с
исполь ование
м

https://youtu.be/
qQJXPnIZiGE
https://infourok.
ru/material.html

суперкомпьютеры
Входной
контроль
знаний за курс 5 класса

Тема 2
Файловая
система
(2 часа)

Иерархическая файловая
система Файлы и папки
(каталоги) Путь
К файлу (папке,
каталогу) Полное имя
файла (папки, каталога)
Работа с файлами и
каталогами средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемеще- ние,
переименование и
удаление файлов и
папок (каталогов)
Поиск файлов

«Оценочного
листа»

Раскрывать смысл
изучаемых
понятий
Выполнять
основные операции
с
файлами
и
папками
Находить папку с
нужным файлом по
заданному пути

Письменный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»

?mid=17879
https://testedu.r
u/test/informati
ka/6klass/vxodnojtest-poinformatike.htm
l
https://lbz.ru/m
etodist/authors/i
nformatika/3/eo
r6.php
http://schoolcollection.edu.r
u/catalog/res/17
80aaa6-0bd1465b-a2e4dda69e458780/
?
https://easyen.r
u/load/informati
ka/6_klass/urok
_3_razmer_fajla

средствами
операционной системы
Практические работы
1. Работа с файлами и
каталогами средствами
операционной системы:
создание, копирование,
перемещение,
переименование и
удаление файлов и папок
(каталогов)
2.Поиск
файлов
средствами
операционной системы

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)

/115-1-0-19243

https://www.sites
.google.com/a/idist.ru/informaci
onnyetehnologiiucebnoeposobie/operacio
nnye-sistemypersonalnogokomputera/prakti
ceskaa-rabotano3
http://school14.n
eftekamsk.ru/tea
cher/dok/dok2/r2
.html

Тема 3 Защита
от вредоносных
программ (1
час)

Компьютерные вирусы
и другие вредоносные
программы
Программы для
защиты от вирусов
Встроенные антивирусные
средства операционных
систем

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Осуществлять
защиту информации
от
компьютерных
вирусов с
помощью
антивирусных
программ

Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»

https://nsportal.
ru/shkola/infor
matika-iikt/library/2014/
09/03/kompyute
rnye-virusy-iantivirusnyeprogrammy
https://youtu.be/
Jjxu_6ES5FU

Тема 4
Информац
ия и
информац
ионные
процессы
(2 часа)

Информационные
процессы Получение,
хранение, обработка
и передача информации
(данных)
Практические работы
1 Преобразование
информации,
представленной в
форме таблиц и
диаграмм, в текст

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Приводить
примеры
информационных
процессов в
окружающем мире
Выбирать форму
представления
инфор- мации в
зависимости от
поставленной
задачи

Практическая
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»;

https://bosova.r
u/metodist/auth
ors/informatika/
3/eor7.php
https://znanio.ru
/media/praktich
eskaya-rabotapo-temepreobrazovaniev-tablitsususchestvuyusc
hego-teksta2570725

Осуществлять
обработку
информации по
заданному
алгоритму
Разрабатывать
алгоритм
преобразования
информации
Тема 5
Двоичный
код (2 часа)

Тема 6
Единицы
измерения
информации

Двоичный код
Представление данных
в компьютере как
текстов в двоичном
алфавите Количество
всевозможных слов
(кодовых комбинаций)
фиксированной длины в
двоичном алфавите
Преобразование любого
алфавита к двоичному
Информационный объём
данных Бит —
минимальная единица
коли- чества

Раскрывать смысл Письменный
изучаемых понятий
опрос;
Са
Подсчитывать
мооценка с
количество
льз вание
всевозможных слов исп
м о о

http://schoolcollection.edu.r
u/catalog/res/8f
1f639b-c4e74507-be834a8357812ba1/
?interface=catal
og
https://bosova.r
u/metodist/auth
ors/informatika/
3/eor7.php

(кодовых
к мбин
«Оценочного
лис а»
о
аций)
https://youtu.be/
фиксированной
длины в двоичном
JfQFjId4-oo
алфавите
Раскрывать смысл Письменный https://resh.edu.
изучаемых понятий
ru/subject/lesso
опрос;
Применять в
n/7318/start/250
учебных и
Самооценка с 750/

(2 часа)

информации —
двоичный разряд Байт,
килобайт, мегабайт,
гигабайт Характерные
размеры файлов
различных типов
(страница текста,
электронная книга, фотография, запись песни,
видеоклип,
полнометражный фильм)
Контрольное
тестирование
«Теоретические основы
информатики»

практических
задачах
соотношения между
единицами
измерения
информации
Сравнивать размеры
текстовых,
графических,
звуковых файлов и
видеофайлов

использовани
ем
«Оценочного
листа»
https://youtu.be/
_r5OZULRVH
M

Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)

https://testedu.r
u/test/informati
ka/7klass/ediniczyiizmereniyainformaczii-iobeminformaczii.htm
l

Тема 7
Основные
алгоритмическ
ие
конструкции (8
часов)

Среда текстового
программирования
Управление
исполнителем
(например,
исполнителем Черепаха) Циклические
алгоритмы Переменные
Практические работы
1 Разработка программ
для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования
с использованием циклов
2 Разработка программ в
среде текстового
программирования,
реализующих простые
вычислительные
алгоритмы
3 Разработка диалоговых
ро- рамм в среде
текстово о
программирования

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Выявлять общие
черты и различия
в средах блочного и
текстового программирования
Анализировать
готовые
алгоритмы
управления
исполнителем,
исправлять в них
ошибки
Применять
алгоритмические
конструкции
«следование» и
«цикл»

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование
; Самооценка
с
исполь овани
ем
«Оценочного
лис а»;

https://lbz.ru/m
etodist/authors/i
nformatika/3/eo
r6.php
https://easyen.r
u/load/metodika
/kompleksy/kat
alog_ssylok_na
_kompleks_razr
abotok_informti
ka_6_klass
https://nsportal.
ru/shkola/infor
matika-iikt/library/2018/
02/25/praktiche
skaya-rabotasredaprogrammirova
niya-kumir

Тема 8
Вспомогательн
ые алгоритмы
(4 часа)

Разбиение задачи на
подзадачи,
использование
вспомогательных
алгоритмов (процедур)
Процедуры с
параметрами
Контрольное
тестирование
«Алгоритмизация
и
основы
программирования»
Практические работы
1 Разработка программ
для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования
с использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур)
2 Разработка программ
для управления
исполнителем в среде
текстового
программирования,

Раскрывать смысл
изучаемых
понятий
Осуществлять
разбиение задачи
на подзадачи
Анализировать
работу готовых
вспомо- гательных
алгоритмов
(процедур)
Самостоятельно
создавать
вспомогатель- ные
алгоритмы
(процедуры) для
реше- ния
поставленных задач

Тестирование
;
к
Практичес ая
работа;

https://lbz.ru/m
etodist/authors/i
nformatika/3/eo
r6.php

http://informaks
Ус ный
.narod.ru/algo_
опрос;
Самооценка с baz.htm
использовани
ем
https://nsportal.r
«Оценочного u/shkola/informa
листа»;
tika-iikt/library/2015/
02/23/kontrolnay
a-rabota-potemealgoritmizatsiyai-osnovy
https://eas
yen.ru/load/meto
dika/kompleksy/
katalog_ssylok_n
a_kompleks_razr
abotok_informtik

в том числе с
использованием
вспомогательных
алгоритмов (процедур) с
параметрами

a_6_klass
https://nsportal.
ru/shkola/infor
matika-iikt/library/2018/
02/25/praktiche
skaya-rabotasredaprogrammirova
niya-kumir

Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Тема 9
Векторная
графика (3
часа)

Векторная графика
Создание векторных
рисунков встроенными
средствами текстового
процессора или других
программ (приложений)
Добавление векторных
рисунков в документы
Практическая работы

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства
Определять

https://resh.edu.
Практическая ru/subject/lesso
работа;
n/7329/start/251
100/
Устный
опрос;
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного

1 Исследование
возможностей
векторного
графического редактора
Масштабирование
готовых векторных
изображений
2 Создание и
редактирование
изображения базовыми
средствами векторного
редактора (по описанию)
3 Разработка простого
изображения с помощью
инструментов векторного
графического редактора
(по собственному
замыслу)

Тема 10
Текстовый
процессор (4
часа)

Текстовый процессор
Структурирование
информации с помощью
списков Нумерованные,

условия и
возможности
применения
программного
средства для
решения
типовых задач
Планировать
последовательно
сть действий при
создании
векторного
изображения
Сравнивать
растровые и
векторные
изображения
(цветопередача,
возможно- сти
масштабирования,
размер файлов,
сфера применения)
Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский

листа»;

https://znanio.ru
/media/praktich
eskaya-rabotapo-informatikesozdanievektornyhizobrazhenij2699452

Практическая https://resh.edu.
ru/subject/lesso
работа;
n/7330/start/250
Устный

маркированные и
многоуровневые списки
Добавление таблиц в
текстовые документы
Практические работы
1 Создание небольших
текстовых документов с
нумерованными,
маркированными и
многоуровневыми
списками
2 Создание небольших
текстовых документов с
таблицами
3 Создание
одностраничного
документа, содержащего
списки, таблицы,
иллюстрации

интерфейс
применяемого
программного
средства
Определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых задач

опрос;
610/
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»;

https://infourok.
ru/prakticheska
ya-rabota-poinformatike-natemu-sozdaniei-oformleniemarkirovannyhnumerovannyhimnogourovnevy
h-spiskov-2kurs-sp5536124.html

Тема 11
Создание
интеракти
вных
компьюте
рных
презентац
ий (3 часа)

Создание компьютерных
презентаций
Интерактивные элементы
Гиперссылки
Практические работы
1 Создание
презентации с гиперссылками
2 Создание презентации с
интерактивными
элементами

Раскрывать смысл
изучаемых понятий
Анализировать
пользовательский

программного
средства
Определя ь
условия и
возможности
применения
Итоговое
контрольное программного
тестирование за курс 6 средства для
класа
решения
типовых задач
Планировать
структуру
презентации с
гиперссылками
Планировать
структуру

Практическая
работа;
Са
к
мооцен а с
использовани
ем
«Оценочного
листа»;
Тестирование
.

https://lbz.ru/m
etodist/authors/i
nformatika/3/eo
r6.php

https://testedu.r
u/test/informati
ka/6klass/itogovyijtest-poinformatike-6klass.html

презентации с
интерактивным
и элементами
Резервное время — 2 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Информатика 5 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский
коллектив: Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://bosova.ru/books/1072/7396/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Resh edu
resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru
testedu.ru
lbz.ru/metodist


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».